Главная - Новости - Cостоялся методический семинар на тему «Методика проведения семинарских занятий в бакалавриате и специалитете»

Cостоялся методический семинар на тему «Методика проведения семинарских занятий в бакалавриате и специалитете»

12 декабря 2022

 9 декабря 2022 года состоялся методический семинар на тему «Методика проведения семинарских занятий в бакалавриате и специалитете». Для обсуждения были представлены две методики – метод «сплошного опроса» студентов (докладчик – доцент кафедры уголовного права и процесса С.С. Тихонова) и игровые методики (докладчик – доцент кафедры теории и истории государства и права А.И. Федюшкина).

Открывая семинар, его руководитель доцент Н.Е. Сосипатрова акцентировала внимание на том, что тема методики проведения занятий, не первый раз обсуждаемая в рамках такого семинара, неисчерпаема, поскольку нет единой «правильной» методики преподавания. Выбор приёмов, способов, форм обучения зависит от ряда обстоятельств: от темы занятия и количества часов на ее освоение, от состава и подготовленности группы, уровня обучения, квалификации и харизмы преподавателя. Опытный преподаватель владеет несколькими методиками и активно использует их не только на разных занятиях, но и в рамках одного семинара может применять различные педагогические приемы и способы (например, методы опроса студентов, ситуационного анализа, ведения дискуссии (или метод «круглого стола»), тестирования, ролевой игры, «мозгового штурма» и др.). Выбор того или метода либо их сочетания на одном занятии должен быть подчинен цели вызвать заинтересованность студентов в изучении предмета, в закреплении и пополнении полученных ими знаний на лекционном занятии и в результате самостоятельной подготовки.

Доцент кафедры уголовного права и процесса Светлана Сергеевна Тихонова рассказала участникам Методического семинара о методике «сплошного кругового опроса», которую она применяет на семинарских занятиях по уголовному праву в группах бакалавров дневного отделения.

В соответствии с данной методикой проверка усвоения студентами учебного материала осуществляется путем многократного опроса всех присутствующих по «кругу». В процессе опроса каждый студент должен получить до 5-ти условных единиц оценки (плюсов и минусов) для их превращения в итоговую оценку за семинар. За один ответ может быть дано одновременно от 1-й до 3-х условных единиц оценки. После прохождения «первого круга» опроса и получения первичных единиц оценки далее «круги» идут по принципу «от меньшего количества условных единиц – к большему» (т.е. сначала продолжают опрашиваться те, кто получил только 1 условную единицу, далее – 2 и т.д.). Минимизация субъективизма преподавателя по вызову студента отвечать на вопросы семинара достигается за счет отбора опрашиваемых по определенной математической формуле. Определение так называемого «бюджета» или «нормы» времени, выделяемой на ответ каждого конкретного студента, осуществляется преподавателем интуитивно и зависит от связности и доходчивости изложения материала студентом и уровня внимания аудитории к выступающему, составляя 1-3 минуты. При этом риск быть многократно опрошенным в течении семинара позволяет сохранять мотивированную студенческую аудиторию, поддерживая внимание каждого студента к рассмотрению в группе каждой учебной темы. Присутствующие при опросе студенты не имеют права перебивать выступающего или инициативно дополнять его. Таким образом, методика «сплошного кругового опроса» содействует развитию не только интеллектуальных, но и моральных качеств студентов, осуществлению ими самоконтроля, уяснению профессиональной этики.

Поскольку психико-физиологические особенности человеческой деятельности таковы, что смена ее целесообразна через каждые 20 минут, опрос перемежается с кратким монологом преподавателя, разъясняющим вопросы, противоречиво освещаемые в учебной литературе и т.д. Кроме того,. диагностика качества освоения заданного материала сочетается при применении методики «сплошного кругового опроса» с постановкой неожиданных проблемных вопросов, не рассматриваемых в учебной литературе, в т.ч. разбором примеров из медийной практики.

Выставление оценки по каждой учебной теме на каждом семинаре позволяет выводить итоговую оценку за семестр, объективно заслуженную и складывающуюся не менее, чем из 10-ти текущих оценок, трансформирующуюся в зачет или экзамен, что снимает проблему “сессионного стресса”.

Доклад к.ю.н., доцента кафедры теории и истории государства и права Арины Игоревны Федюшкиной был посвящен проблемам использования игровых методов при проведении семинарских занятий у студентов первого курса бакалавриата и специалитета. Арина Игоревна поделилась опытом проведения занятий в форме командной интеллектуальной игры по правилам спортивного «Что? Где? Когда?».

Среди задач игрового занятия выделены три: мотивационная, позволяющая зародить у студентов искренний внутренний интерес к изучению дисциплины; коммуникативная, направленная на формирование стойких связей внутри коллектива; и познавательная, способствующая лучшему усвоению пройденного материала.

Игровое занятие по разработанной методике проводится после освоения нескольких разделов курса, а также в конце семестра. Студенты заранее получают задание разделиться на команды, по 4-6 человек в команде, при этом преподаватель не участвует в формировании состава команд, предоставляя студентам возможность самостоятельно сформировать группы.

Сама игра проходит по правилам спортивного «Что? Где? Когда?»: преподаватель задает вопросы, дает минуту на обсуждение, за которую команды должны написать свои краткие ответы и сдать их на проверку. Члены победившей команды получают «отлично» за семинарское занятие, а также «сладкий приз».Подготовка к игровому занятию со стороны преподавателя включает: формирование базы вопросов, подготовку раздаточных материалов, репетицию и вычитку вопросов. Вопросы, составляемые для игры, должны быть ориентированы прежде всего не на строгое знание какого-либо факта, а на умение логически мыслить и сопоставлять известные факты. Они должны соответствовать уровню аудитории и быть разной сложности: как минимум треть вопросов должны быть простыми, чтобы большинство или все команды их взяли, однако должны быть и очень сложные вопросы, которые гарантированно не возьмет большинство команд. Также вопросы должны быть разными по типу, в том числе, должны быть вопросы с использованием наглядных материалов (картинок, предметов и т.п.).

Раздаточные материалы для занятия включают раздатки к вопросам (цветные, по числу команд), бланки ответов 2х9 см. (на каждый вопрос отдельный бланк, комплекты по числу команд), бланки записи команд, бланки подсчета ответов, сладкий приз для наглядной и прямой мотивации.

 

Все новости