Научным коллективом кафедры административного и финансового права юридического факультета в составе д.ю.н., профессора Мартынова Алексея Владимировича, к.ю.н. Михаила Вячеславовича Бундина, к.ю.н. Максима Дмитриевича Прилукова, Екатерины Николаевны Смирновой, к.ю.н. Екатерины Валерьяновны Ширеевой выпущена монография на тему «Перспективные направления правового регулирования современных информационных технологий в контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти: библиотека лучших российских и зарубежных практик». Данная монография подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00584 «Концепция правового регулирования использования информационных технологий в сфере государственного контроля и надзора в условиях «цифровой экономики»».
Алексей Владимирович Мартынов рассказал, почему именно правовое регулирование использования современных информационных технологий в контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти требует особого внимания учёных-административистов в современном обществе:
В настоящее время Российское государство уверенно и целенаправленно внедряет передовые цифровые технологии в различные сферы и области государственного управления, о чем свидетельствует национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Так, стремительно развивается сфера оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме, органы государственной власти активно формируют и используют технологии больших данных (big data) и распределенного реестра (блокчейн). В реальном секторе экономики все больше используются технологические разработки с применением искусственного интеллекта (беспилотные летающие аппараты, высокоавтоматизированные транспортные средства (автомобили, железнодорожный транспорт)). Активно внедряются технологии телемедицины и проведения операций с использованием роботов, а также новые технологии, основанные на искусственном интеллекте, для автоматизации (без участия человека) промышленных производств и осуществления финансовых операций в финансовой сфере.
Безусловно, в отношении указанных сфер деятельности всегда осуществлялся контроль и надзор со стороны государства. Однако появление и развитие в них новых цифровых технологий диктует также необходимость разработки и внедрения новых правовых основ осуществления надлежащего и эффективного государственного контроля и надзора посредством использования современных цифровых методов и средств. Это связано: во-первых, с необходимостью обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также различных производств и процессов; во-вторых, с защитой прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций; в-третьих, с сохранностью персональных данных и невмешательством в личную жизнь граждан; в-четвертых, с угрозой для безопасности государства и общества в связи с возможным вмешательством со стороны иностранных государств в политические и экономические процессы, происходящие в России, с применением современных информационных технологий.
К сожалению, действующие в настоящее время правовые механизмы государственного контроля и надзора, основанные на теоретических разработках ученых прошлого столетия и не учитывающие быстро развивающиеся (в большинстве своем основанные на искусственном интеллекте) информационные технологии, требуют значительной модернизации, а относительно отдельных видов государственного контроля и надзора – разработки абсолютно новых концептуальных теоретико-правовых положений (например, контроль и надзор за беспилотным транспортом, в области телемедицины, обработки персональных данных и др.).
Настоящая работа посвящена анализу правового регулирования использования современных информационных технологий в контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и зарубежных государств. Авторами исследована международная, зарубежная и российская практика внедрения новых информационных технологий в контрольно-надзорную деятельность. Изучены результаты их внедрения в такие важные сферы, как охрана правопорядка и общественной безопасности, защита и распространение информации и персональных данных, медицинская, финансовая, экономическая деятельность, а также промышленность. Кроме того, авторами выявлены «лучшие практики» путем анализа позитивных и негативных аспектов использования цифровых технологий, проведена оценка возможности их использования в контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации в условиях ее современного развития. Как результат, в монографии сформулированы перспективные направления модернизации отечественного законодательства, регламентирующего контрольно-надзорную деятельность, с учетом применения эффективных цифровых технологий.