Главная - Новости - <strong>Научно-экспертный семинар ЦЕЕАПИ «Влияние ограничительных мер в отношении России и Беларуси на развитие права ЕАЭС»</strong>

Научно-экспертный семинар ЦЕЕАПИ «Влияние ограничительных мер в отношении России и Беларуси на развитие права ЕАЭС»

На юридическом факультете ННГУ состоялся научно-экспертный семинар Центра европейских и евразийских правовых исследований (ЦЕЕАПИ) «Влияние ограничительных мер в отношении России и Беларуси на развитие права ЕАЭС».

 

 

Ключевыми спикерами семинара выступили Вадим ВОЙНИКОВ, доктор юридических наук, профессор ОНК Институт управления и территориального развития Балтийского Федерального университета им. И. Канта, профессор кафедры интеграционного права и прав человека МГИМО МИД России, ведущий научный сотрудник Центра европейских и евразийских правовых исследований (ЦЕЕАПИ) ННГУ, и Дарья БОКЛАН, доктор юридических наук, профессор, профессор и заместитель заведующего департамента международного права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», заведующая Научно-учебной лабораторий исследований в области защиты государственных интересов в условиях экономических санкций НИУ ВШЭ, профессор кафедры международного права МГИМО МИД России.

Модератором семинара стал руководитель ЦЕЕАПИ Андрей ЛЕОНОВ.

 

 

В семинаре приняли участие более 50 слушателей и участников дискуссии из числа студентов и сотрудников ННГУ, а также других российских и зарубежных университетов: НИУ ВШЭ, Севастопольский государственный университет, БФУ им. И. Канта, Российский государственный университет социальных технологий, Белорусский государственный университет, Ташкентский государственный юридический университет, Российско-Армянский Университет.

Семинар был организован в рамках научной повестки ЦЕЕАПИ при участии кафедры европейского и международного права юридического факультета ННГУ.

 

 

Основной задачей семинара стало обсуждение актуального состояния права Евразийского экономического союза и его государств-членов в части функционирования механизмов противодействия внешним ограничительным мерам.

Отправной точкой дискуссии стал тезис о том, что введение подобных мер в отношении России и Беларуси стало оказывать негативное воздействие на развитии всего интеграционного объединения, при этом в ситуации внешнего давления другие государства-члены ЕАЭС стали предпринимать шаги, «которые не всегда соответствовали духу союзнических отношений, а также нормам права ЕАЭС». Усугублению проблемы способствовало введение т.н. экстерриториальных ограничительных мер и применением и/ или угрозой применения вторичных «санкций» в отношении хозяйствующих субъектов, за сотрудничество с «подсанкционными» компаниями из России и Беларуси.

В рамках выступлений спикеров подробно были проанализированы меры, принимаемые Россией и другими государствами-членами Союза по стабилизации экономической ситуации (прежде всего в РФ) после введения внешних ограничений и снижению их негативного эффекта. Такие меры носили временный и антикризисный характер, и в целом, не вполне соответствовали праву внутреннего рынка ЕАЭС. В этом контексте спикеры уделили особое внимание анализу статьи 29 Договора о ЕАЭС, закрепляющей основания для введения ограничений во взаимной торговле товарами внутри ЕАЭС. Детальному разбору этого положения Договора посвятила свои комментарии профессор Боклан, проведя параллели между ст. 29 Договора о ЕАЭС и положениями ГАТТ. Кроме анализа внутригосударственного реагирования, были рассмотрены меры по снижению негативного эффекта, принятые на уровне Союза.

 

 

Вторая часть дискуссии была посвящена проблематике экстерриториальных ограничительных мер, их законности в контексте международного права, влиянию на развитие права ЕАЭС и мерам противодействия со стороны государств-членов. Несмотря на общий вывод о незаконности подобных экстерриториальных мер, широкая практика их применения и значительные негативные эффекты на государства-мишени и сотрудничающие в ними субъекты, требует их пристального изучения. Более того, в западной международно-правовой науке появляется значительное число исследований с попыткой концептуализации и обоснования подобных мер.

В контексте функционирования ЕАЭС данная ситуация порождает конфликт между исполнением иностранных «санкций» и обязательствами, вытекающими из Договора о ЕАЭС. В качестве примера ограничения внутрисоюзной торговли на основании исполнения экстерриториальных санкций профессором Войниковым были приведены ограничения в области авиационного транспорта (ограничения на использование самолетов Боинг авиакомпанией Белавия для полетов в Казахстан), ограничения в отношении платежной системы МИР (отказ Армении, Кыргызстана и Казахстана принимать пластиковые карты МИР), ограничения в отношении Московской биржи, Национального клирингового центра и Национального расчетного депозитария.

Первым сигналом на пути правового решения подобных ситуаций стало обращение в Суд ЕАЭС Минюста Беларуси от 6 ноября 2024 года по поводу ограничений со стороны Казахстана рынка транспортных услуг на воздушном транспорте.

В целом, экстерриториальные ограничения в отношении Беларуси и России не создают никаких международных обязательств ни для одного из государств-членов ЕАЭС. Они лишь порождают возможность применения вторичных санкций, которые противоречат действующему международному праву. Иными словами, в данном случае отсутствуют основания для применения исключений из правил внутреннего рынка (статьи 29, 65 договора о ЕАЭС). Следовательно, государства-члены ЕАЭС, а также частные субъекты не вправе исполнять иностранные экстерриториальные санкции, если они нарушают правила внутреннего рынка или общие правила конкуренции.

По итогам дискуссии участники семинара пришли к следующим выводам:

  1. На сегодняшний момент право ЕАЭС не адаптировано в достаточной степени к таким внешним вызовам, как введение ограничительных мер со стороны третьих стран по отношению к одному из членов Союза.
  2. Необходимо выработать общие принципы действия Союза и государств-членов в контексте внешнего санкционного давления.
  3. Необходимо развивать общесоюзную политику по импортозамещению и обеспечению технологического суверенитета.
  4. Требуется разработка мер по защите государств-членов ЕАЭС от применения незаконных вторичных ограничений.
  5. Важно развитие экономического сотрудничества ЕАЭС с третьими странами и организациями.

Юридический факультет выражает благодарность уважаемым спикерам научно-экспертного семинара за продуктивное сотрудничество!  

 

Программа и академические биографии спикеров >>>

 

Все новости