Медиация — это способ разрешения споров, с участием третьей в данном споре стороны — медиатора. Медиация представляет собой особую форму посредничества, не предполагающую вынесения медиатором предложений по урегулированию спора.
Медиатор не обладает полномочиями судьи, не оказывает сторонам психологическую помощь и не осуществляет юридического консультирования. Главная задача медиатора — помочь сторонам провести переговоры более эффективно и выработать взаимовыгодное и жизнеспособное решение. Медиатор помогает сторонам осознать свои реальные интересы и шаг за шагом содействует в их совместной работе против конфликта.
Правовое регулирование медиации осуществляется в соответствии с ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Привлечение медиатора к разрешению спора возможно как во внесудебном порядке, так и после возбуждения дела в суде. Медиация применима к гражданско-правовым, семейным, трудовым, корпоративным и иным спорам.
Работа медиатора проходит в рамках поэтапной процедуры по урегулированию спора и основывается на принципах: добровольности, конфиденциальности, сотрудничества сторон, равноправия сторон, беспристрастности медиатора, независимости медиатора.
Медиация имеет под собой достаточно прочную нормативно-правовую базу как на международном уровне, так и в Российской Федерации.
Преподаватели
|
Соловьева Светлана Викторовна
Кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового и экологического права юридического факультета, руководитель Центра медиации и права юридического факультета ННГУ, профессиональный медиатор, тренер медиаторов, член НП «Национальная организация медиаторов».
Образование: высшее юридическое, психологическое, педагогическое.
Дополнительное образование: программа повышения квалификации «Медиация. Базовый курс», «Переходный модуль к программе «Медиация. Курс подготовки тренеров медиаторов», «Курс подготовки тренеров медиаторов» (Научно-методический центр медиации и права (г. Москва), программа повышения квалификации «Психодрама и ролевые игры. Психодрама как метод групповой работы» (Институт групповой и семейной психологии и психотерапии г. Москва), программа повышения квалификации «Арт-терапия: многообразие подходов» (ИПП «Иматон», г. Санкт-Петербург»).
|
|
Жагорина Светлана Александровна
Кандидат юридических наук, директор ООО «ЖБК5» , профессиональный медиатор, член НП «Национальная организация медиаторов».
Образование: высшее юридическое.
Дополнительное образование: программа повышения квалификации «Медиация. Базовый курс», «Переходный модуль к программе «Медиация. Курс подготовки тренеров медиаторов» (Научно-методический центр медиации и права (г. Москва).
|
|
Ершова Елена Васильевна
Директор АНО «Центр медиативных технологий», профессиональный медиатор, аспирант кафедры практической психологии НГПУ им. Козьмы Минина, член НП «Национальная организация медиаторов».
Образование: высшее юридическое, психологическое.
Дополнительное образование: программа повышения квалификации «Медиация. Базовый курс» (Научно-методический центр медиации и права (г. Москва), тренинговая подготовка для специалистов по семейному устройству (АНО Центр «Про-мама» г. Москва), «Базовый курс подготовки сказкотерапевтов», программа «Воспитание на основе здравого смысла».
|
Обучение
Центр медиации и права юридического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского осуществляет обучение медиации по следующим программам дополнительного профессионального образования:
«Медиация. Базовый курс». Программа профессиональной переподготовки (252 часа).
Цель программы: Учебная программа дополнительного профессионального образования «Медиация. Базовый курс» (на присвоение звания профессионального медиатора) направлена на формирование у слушателей профессиональных компетенций для осуществления профессиональной деятельности по профилю «медиация» и приобретения квалификации «специалист в области медиации (медиатор)».
Режим занятий: Занятия проводятся в режиме «Курс выходного дня» и «Интенсив», в объеме по 10 аудиторных часов в день (время очного обучения 120 часов, дистанционного (самостоятельного) – 132 часа). Занятия проводятся по расписанию.
Выдаваемый документ: диплом о профессиональной переподготовке.
Программы повышения квалификации для педагогов образовательных учреждений различного уровня:
- «Медиация в образовательном пространстве. Расширенный курс». Программа повышения квалификации (120 часов).
Программа направлена на формирование умений и навыков применения медиативного подхода и проведения процедуры медиации. Расширенный курс включает в себя блок по возрастной психологии и особенности работы медиатора с «трудными детьми», приемными детьми, малолетними правонарушителями.
Выдаваемый документ: удостоверение о повышении квалификации.
- «Школьная медиация. Базовый курс». Программа повышения квалификации (108 часов).
Программа направлена на формирование умений и навыков применения медиативного подхода и проведения процедуры медиации.
Выдаваемый документ: удостоверение о повышении квалификации.
- «Медиация в профессиональной деятельности педагогических работников». Программа повышения квалификации (72 часа).
Программа направлена на формирование медиативной компетенции педагогических работников.
Выдаваемый документ: удостоверение о повышении квалификации.
- «Медиация в образовательном пространстве». Программа повышения квалификации (36 часов).
Программа направлена на формирование комплексного представления об особенностях медиации как метода разрешения конфликтных ситуаций.
Выдаваемый документ: удостоверение о повышении квалификации.
Центр медиации и права юридического факультета предлагает формирование и проведение программ по медиации в соответствии с индивидуальными запросами различных профессиональных групп или организаций.
Все программы направлены на развитие профессиональных навыков специалистов различных сфер в области коммуникации, управления конфликтом, применения медиационных технологий для урегулирования спорных ситуаций.
Нормативно-правовая база
По линии ООН:
- Резолюция Экономического и Социального совета ООН от 4 мая 1999 г. «Разработка и осуществление средств посредничества и возобновляемого правосудия в области уголовного правосудия»;
- Резолюция Экономического и Социального совета ООН от 24 июля 2002 г. «Главные принципы применения программ восстановительного правосудия в уголовных делах»;
- Бангкокская декларация «Взаимодействие и ответные меры: стратегические союзы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия», которая была принята на XI Конгрессе ООН по вопросам предупреждения преступности и уголовному правосудию (Бангкок, Таиланд, 18–25 апреля 2005 г.).
По линии Европейского Союза и Совета Европы:
- Рекомендация №R(99)19 Комитета министров Совета Европы о медиации в уголовных делах от 15 сентября 1999 г.;
- Основополагающее решение Совета Европейского Союза о месте жертв преступлений в уголовном судопроизводстве (2001/220/JHA) от 15 марта 2001 г.;
- Рекомендация №R(98)1 Комитета министров СЕ государствам-членам относительно медиации в семейных делах;
- Рекомендация №R(2002)10 Комитета министров СЕ государствам-членам относительно медиации в гражданских делах;
- Рекомендация №R(2003)20 Комитета министров СЕ государствам-членам относительно новых способов работы с преступностью несовершеннолетних и роли правосудия по делам несовершеннолетних;
- Европейский кодекс поведения медиатора (European Code of Conduct for Mediators), принятый на конференции, организованной Директоратом Европейской Комиссии по вопросам юстиции 2 июля 2004 г. в Брюсселе;
- Рекомендация №R(2006)8 Комитета министров СЕ государствам-членам относительно предоставления помощи потерпевшим от преступлений;
- Директива 2008/52/ЕС Европейского Парламента и Совета Европейского Союза от 21 мая 2008 г. «О некоторых аспектах медиации в гражданских и хозяйственных правоотношениях».
Нормативно-правовые акты РФ
- Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30 ноября 1994 г. (ред. от 02 июля 2013 г.) //Изменения, внесенные Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 03.07.2013.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. (ред. от 02 июля 2013 г.) // СЗ РФ..2002. N 46. Ст. 4532.
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. (ред. от 02 июля 2013 г.)// СЗ РФ.2002. N 30. Ст. 3012.
- Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования спора с участием посредника (процедуре медиации)// СЗ РФ. 2010. № 31. Ст.4162.
- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27 июля 2010 г. // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст.4163.
- Федеральный закон от 24 июля 2002 г. (ред. от 21 ноября 2011 г.) «О третейских судах в Российской Федерации// СЗ РФ. 2002. N 30.Ст. 3019.
- Федеральный закон от 13 марта 2006 г. (ред. от 07 июня 2013 г.) «О рекламе»// СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.
- Разъяснения Минэкономразвития РФ от 27 мая 2011 г. «Позиция Минэкономразвития России по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»
- Приказ Минэкономразвития РФ от 14 октября 2011 г. N 567 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной услуги по предоставлению сведений из государственного реестра саморегулируемых организаций медиаторов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 ноября 2011 г. N 22291)// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 1.2012.
- Постановление Пленума ВАС РФ от 12 июля 2012 г. N 45
- Определение Верховного Суда РФ от 01 августа 2012 г. N 56-АПГ12-6
- Справка о практике применения федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования спора с участием посредника (процедуре медиации)»/ утверждена Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 6 июня 2012 г.
Новости медиации