22 сентября 2017 года под эгидой Нижегородского регионального отделения Ассоциации юристов России на юридическом факультете ННГУ был организован Региональный «круглый стол» на тему «СТРАТЕГИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ». Основной задачей проведения данного мероприятия стало создание форума из представителей научной общественности нижегородских вузов и потенциальных работодателей – потребителей юридических кадров, подготовленных в вузах Нижегородской области, для обсуждения наиболее важных проблем развития юридического образования в регионе и выработки стратегии его развития.
Заседание открыл декан юридического факультета ННГУ В. И. Цыганов – председатель Нижегородского регионального отделения Ассоциации юристов России, выступив с докладом о практикоориентированности студентов юридических вузов Нижегородской области. Докладчик обратил внимание присутствующих на результаты системно осуществляемого Нижегородским региональным отделением Ассоциации юристов России мониторинга подготовки юристов нижегородскими вузами, свидетельствующие о высокой теоретической и одновременно низкой практической подготовке выпускников вузов региона, а также остановился на проблемах реализации компетентностного подхода в юридическом образовании и его соотношении с академической свободой вузов. В завершении своего выступления докладчик поделился с участниками «круглого стола» своей позицией относительно целесообразности повышения практикоориентированности студентов юридических вузов Нижегородской области, как за счет внедрения учебных планов, прошедших экспертизу у потенциальных работодателей, привлечения практических работников к преподаванию учебных дисциплин, так и за счет развития юридических клиник на базе вузов региона.
Рассматривая в качестве конечной цели реализации образовательных программ юриспруденции нижегородскими вузами обеспечение высокого качества юридического образования в регионе, начальник отдела кадров Прокуратуры Нижегородской области Л.Ю. Зыкова подчеркнула, что систематическое тестирование выпускников нижегородских вузов свидетельствует об отсутствии прямой зависимости уровня юридических знаний и уровня оценок в дипломе об окончании вуза, поскольку требовательность к обучающимся в различных нижегородских вузах имеет принципиальные отличия.
Продолжая заявленную проблематику практикоориентированности студентов юридических вузов Нижегородской области, с докладом о современных количественно-качественных показателях деятельности юридических клиник, созданных образовательными учреждениями высшего образования Нижегородской области, выступила Уполномоченный по правам человека в Нижегородской области Н.Т.Отделкина, доложив участникам «круглого стола» свое видение стратегии развития деятельности юридических клиник в регионе в направлении осуществления выездных консультаций для населения и в направлении правового просвещения школьников. Н.Т.Отделкина: «Сложно переоценить роль образовательных организаций высшего образования в формировании единой системы правозащитной деятельности в регионе!»
Большой интерес присутствующих вызвал доклад заместителя декана факультета права Нижегородского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ-НН) С.И. Мурзакова, посвященный анализу опыта факультета права НИУ ВШЭ-НН в преподавании обязательных специальных дисциплин, направленных на получение студентами-юристами клинического образования, и особенностям организации сети юридических клиник, функционирующих при факультете права НИУ ВШЭ-НН. Доклад руководителя юридической клиники, действующей при юридическом факультете ННГУ, О.Н. Юргель позволил участникам «круглого стола» оценить состояние клинической работы студентов, получающих юридическое образование в ННГУ. Декан факультета экономики и права Нижегородского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ С.В. Тищенко также уделила особое внимание лучшим практикам нижегородских вузов по созданию юридических клиник, отметив различие в подходах к организации их деятельности, и внесла предложение об изменении стратегии развития клинического обучения в Нижегородской области за счет создания единой межвузовской сети в регионе, действующей под эгидой Нижегородского регионального отделения Ассоциации юристов России.
В продолжение тематики практикоориентированности студентов юридических вузов Нижегородской областив докладе представителя Нижегородской областной коллегии адвокатов О.В. Тимофеева содержались конкретные предложения по повышению эффективности образовательных программ юриспруденции за счет привлечения практических работников региона к преподаванию юридических, а также иных дисциплин, направленных на формирование у студентов навыков публичных выступлений, электронной деловой переписки, особенностей прохождения собеседования при трудоустройстве и т.д. Участники «круглого стола» согласились с тем, что приобретаемые таким образом коммуникативные навыки приведут к появлению у будущего юриста прикладных компетенций, которые пригодятся ему в дальнейшей практической деятельности, расширив диапазон профессиональных возможностей. О расширении данных возможностей говорилось и в докладе руководителя Центра медиации юридического факультета ННГУ С.В. Соловьевой, отметившей, что медиация как дополнительный способ разрешения споров и управления конфликтными ситуациями становится неотъемлемой частью правовой практики. Необходимость включения в учебные планы подготовки юристов основ медиации обусловлена как большим количеством нормативных правовых актов, предусматривающих применения медиации при разрешении правовых конфликтов, так и необходимостью получения юристами знаний, умений, навыков в соответствии с медиативной компонентой нескольких общекультурных и общепрофессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата). Теоретико-методологический анализ сущности компетентностного подхода применительно к понятию «компетенция» и «компетентность» судебного эксперта стал предметом выступления заведующего кафедрой судебной экспертизы юридического факультета ННГУ В.А. Юматова. Докладчиком был предложен ряд концептуальных определений и принципов, которые могут быть использованы при подготовке специалистов для осуществления экспертной деятельности, указаны гарантии компетентности судебного эксперта: не только система подготовки, но и система аттестации, а также лицензирования экспертных кадров и учреждений.
Работа «круглого стола» была продолжена докладом профессора кафедры теории и истории государства и права Нижегородской академии МВД Российской Федерации М.В. Барановой на тему «Новизна научных исследований как основа их успешной интеграции в процесс подготовки юридических кадров», в котором М.В. Баранова поделилась с участниками заседания результатами исследования критериев и видов новизны как качества научного материала, вовлекаемого в учебный процесс, а также своим видением значения данного качества научного материала для формирования у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций. В докладе заведующей кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета ННГУ В.Б.Романовскойбыли рассмотрены более общие проблемные, требующие своего осмысления и разрешения вопросы организации национального юридического образования как воспитательного процесса, направленного на формирование не только высококвалифицированного, но и патриотически настроенного специалиста. В связи с этим участники «круглого стола» обсудили важность правильного понимания патриотической миссии преподавателя в ее соотношении с педагогической и исследовательской миссией.
В выступлении заведующей кафедрой уголовного процесса 4-го факультета повышения квалификации Института повышения квалификации Московской академии Следственного комитета Российской Федерации (г. Нижний Новгород) А.А.Мишениной внимание слушателей было обращено на проблему повышения квалификации узких специалистов – сотрудников следственного аппарата. В духе конструктивной беседы заслушанное сообщение было дополнено мнениями присутствовавших специалистов. Председатель Методической комиссии юридического факультета ННГУ Н.Е. Сосипатрова остановилась на такой злободневной проблеме для нижегородских вузов, как прием в магистратуру по юриспруденции лиц, имеющих различные специальности бакалавриата. В докладе заместителя декана юридического факультета ННГУ по международной деятельности С.Н. Кузнецовой приводились конкретные примеры реализации на юридическом факультете ННГУ современных образовательных программ на французском языке, в связи с чем в процессе обсуждения стратегии развития юридического образования в Нижегородской области участники «круглого стола» высказали предложения по систематическому обмену опытом подготовки иностранных студентов на иностранных языках между нижегородскими вузами.
Отдельным направлением работы «круглого стола» стал анализ деятельности правотворческих органов Нижегородской области. Так, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Приволжского филиала Российского государственного университета правосудия А.Р. Лаврентьев – член Научно-консультативного совета при Законодательном Собрании Нижегородской области ознакомил участников «круглого стола» с современными тенденциями деятельности данной структуры, а руководитель аппарата комитета по информационной политике, регламенту и вопросам развития институтов гражданского общества Законодательного Собрания Нижегородской области Н.А. Красильникова в своем выступлении подчеркнула весьма существенные усилия Законодательного Собрания Нижегородской области в части популяризации правотворческой деятельности среди вузовской юридической молодежи региона. Помощник начальника Нижегородской академии МВД Российской Федерации по инновационному развитию научной деятельности В.М. Баранов поделился с присутствующими информацией о проблемах, выявленных в процессе мониторинга качества правотворчества, осуществляемого региональными органами власти и управления. Коллективное обсуждение участниками «круглого стола» необходимости подготовки профессиональных юридических кадров для осуществления данного вида деятельности в Нижегородской области предваряло предложение докладчика не ограничиваться введением дополнительных образовательных дисциплин юридико-технического характера в нижегородских вузах, а направить усилия образовательного сообщества на создание соответствующей юридической специальности.
В целом, в обсуждении стратегии развития юридического образования в Нижегородской области приняли участие более 40 приглашенных специалистов – представителей научной общественности 7 нижегородских вузов (ННГУ, Институт повышения квалификации Московской академии Следственного комитета РФ, Нижегородская академия МВД РФ, Нижегородская правовая академия, Нижегородский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Нижегородский филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия) и представителей потенциальных работодателей (Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области, Законодательное Собрание Нижегородской области, Нижегородская областная коллегия адвокатов, Прокуратура Нижегородской области, Уполномоченный по правам человека в Нижегородской области и др.).
Юридический факультет ННГУ выражает признательность всем участникам «круглого стола», выступавшим с докладами и принимавшим участие в дискуссии, а также — компании «Гарант», оказавшей материально-техническую поддержку в проведении данного научно-методического мероприятия!
Деканат юридического факультета ННГУ отмечает надлежащую работу студенческого оргкомитета «круглого стола» в составе: ТеоныГасишвили, Софии Ивановой, Михаила Маслова,Алисы Сазановой, Степана Тихонова, Валерии Чухмановой и Анастасии Юркиной.
Программа конференции
Доклад А.Р. Лаврентьева (pptx)