Обращение к организационно-правовому оформлению, идеологическому обоснованию и обеспечению обретения Российским государством федеративной формы государственного устройства актуально в свете непрекращающихся поисков способов оптимизации взаимоотношений между федеральным центром и регионами современной Российской Федерации. К данной тематике не угасает интерес в связи с полиэтнической, мультикультурной и поликонфессиональной природой Российского государства, периодически изменяющимся балансом центробежных и центростремительных сил. Кроме этого, в настоящее время Россия небезосновательно признается политическим, экономическим и культурным центром постсоветского пространства, объединяя такие международные организации, как Содружество Независимых Государств, Евразийский экономический союз, Организация Договора о коллективной безопасности, что с учетом самостоятельной внешней политики актуализирует тему исследования.
В 2022 году будет отмечаться 100-летний юбилей образования Союза Советских Социалистических Республик. В этой связи исследование позволяет привлечь внимание научной общественности к теории советского федерализма и советскому опыту федеративного устройства, а также популяризировать соответствующие результаты изысканий для всех лиц, интересующихся историей Российского государства.
Творческий коллектив представляет образование советского федеративного государства в форме РСФСР, а затем СССР как судьбоносный выход из сложной дилеммы, грозившей полным распадом этнополитического пространства исторически сложившегося Российского государства. Советский федерализм рассматривается как специфический политико-правовой феномен, существенно отличающийся от теоретических и практических моделей федерации в других государствах. Творческий коллектив выделяет достоинства и недостатки, уязвимые места советского федерализма, имевшие место как на этапе образования РСФСР и СССР, так и проявившиеся в ходе дальнейшего внутрифедеративного взаимодействия. Уделяется внимание трансформации советского федерализма в конце XX в., генетически во многом определившего природу современной Российской Федерации.
Ожидаемыми результатами исследования должны явиться выводы, сделанные авторским коллективом, на основе проведенного анализа архивных материалов, обширного круга опубликованных государственно-правовых и партийных источников, а также документов субъективного характера относительно решения проблем, связанных с взаимным влиянием политико-правовых идей и организационно-правовых форм создания и дальнейшего строительства советского федеративного государства. Авторами обосновывается тезис о советском федерализме как результате политико-правовой бифуркации, как закономерном процессе на пути воссоздания исторически сложившегося Российского государства применительно к новым условиям советской социалистической действительности, основанной на марксистско-ленинской мировоззренческой платформе. Будут сформулированы выводы о влиянии на процесс создания советского федеративного государства как объективных (экономических, социальных, внутриполитических и внешнеполитических), так и субъективных (особенностей личности В.И. Ленина, его идеологических установок, хода внутрипартийной дискуссии) факторов. Будут сформулированы и обобщены характерные особенности советского федерализма, принципиально отличающие его от иных типов федеративного устройства.
Руководитель проекта: Биюшкина Надежда Иосифовна, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории государства и права ННГУ им. Н.И. Лобачевского
Эксперт (по договору на выполнение научно-исследовательских работ): Кодан Сергей Владимирович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, профессор кафедры теории государства и права Уральского государственного юридического университета
Исполнители:
Сосенков Федор Сергеевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального права ННГУ им. Н.И. Лобачевского
Вдовина Евдокия Владимировна, секретарь кафедры истории, обществознания и права Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского
Научный проект реализуется при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ): проект № 21-011-43043.